Задержка речевого развития у детей раннего дошкольного возраста

Задержка речевого развитияПриветствую всех моих друзей и дорогих читателей! Эта статья родилась спонтанно. Только что закончила неврологический прием детишек в Медицинском Центре, где я работаю детским неврологом. По горячим следам хочется поговорить о проблеме - "Задержка речевого развития у детей".

На приеме, как обычно, было несколько детишек с задержкой речевого развития. Но мне не хочется писать большую теоретическую статью: о причинах, клинических данных, лечении. Давайте разберемся на практике – как проходит неврологическая консультация  ребенка с задержкой речи?

Вот два сегодняшних примера: одному малышу 2 г 3 мес, другому 3 года. Оба пока молчат, произвольной речи нет. Тот, что помладше, что-то лепечет, правда очень мало. А мальчик постарше совсем молчит.

Обе мамы озабочены развитием речи у своих детей и хотят услышать заключение доктора – все ли у малышей в порядке или есть некоторые  нарушения.

Задержка речевого развития у детей раннего возраста – одна из наиболее частых проблем детской неврологии. Как же этот вопрос решает детский невролог и что я ответила одной и другой маме?



Клинический пример № 1

Сначала расскажу о мальчике, которому 2 г 3 мес. Наблюдая за поведением мальчика в кабинете в течение нескольких минут я отметила для себя важные моменты.

Ребенок спокойно вошел с мамой в кабинет, расположился около игрушек и начал из небольших деталей складывать машинку. Пока мы с мамой разговаривали, он увлекся и нам не мешал. Потом я начала осмотр, причем он спокойно прервался и выполнял команды – «Закрой глазки, покажи язычок, подними ручки, попрыгай».

Мои выводы:

- Поведение не нарушено;

- Усидчив;

- Хорошо развита мелкая моторика;

- Слышит, слух не нарушен;

- Все понимает, выполняет команды.

В общем, идеальный для осмотра ребенок! Но и это еще не все! Расспросила маму о течении беременности и родов. О том, как проходило доречевое развитие (гуление, лепет). После чего поинтересовалось у нее – что заставило ее обратиться к детскому неврологу. Ведь никакой патологии!

Обучаем ребенка говорить. Нет - задержке речевого развития

Ответ обычный – у подруги ребенку 2 года, а он уже стишки знает. В интернете прочитала о задержке речевого развития, испугалась. Я успокоила маму, сказав, что ребенок хорошо развивается. Просто созревание речевых центров в головном мозге происходит не за один день, а продолжается от полутора до 3 лет. Вот-вот ее мальчик начнет говорить, потому что психо-моторное развитие у него соответствует возрасту, интеллект  не нарушен и доречевое развитие происходит правильно.

 Фразовая речь у малышей формируется от 2 до 3 лет, может быть даже немного и раньше. Считается правильным, если уже в год они говорят несколько самых  простых слов.

У каждого ребенка индивидуально развивается мозг и немного раньше заговорил, немного позже – ничего страшного.

Стоит ли обращаться к детскому неврологу или лучше читать статьи в интернете и самим решать вопросы развития ребенка? Я думаю, что если ребенок в три года еще не разговаривает,  надо проконсультироваться у невролога.

В остальных случаях однозначный ответ дать не могу. Ориентироваться надо на вердикт педиатров. Они чаще видят ваших детей, чем неврологи и направят на консультацию, если заметят какие-либо неполадки в развитии речи у малыша.

Кроме того, многие дети до трех лет оформляются в детские сады и проходят обязательное обследование у невролога. На таких приемах можно задать вопрос врачу о том, что волнует маму.

Клинический пример № 2

И все-таки нельзя терять бдительность ни мамам, ни докторам. Вот об этом – второй мой пример. Мальчику 3 года. Мама также жалуется на задержку речевого развития.

Что я могу отметить из особенностей его поведения? Оно явно не адекватное. Пытается схватить со стола у врача все, что попадает в поле зрения. Если не дать – протест в виде визга. Быстрая смена интересов – то к окну подбежит, то дверцы шкафов открывает. Игрушки швыряет - ему это не интересно.

При неврологическом осмотре нужно повторить несколько раз задание. Иногда выполняет, но больше – нет. Не смотрит в лицо собеседнику, отвлекается.

Какова реакция мамы при этом? Она оправдывается: «Он сейчас нервничает». Мне хотелось побольше узнать о том, как ребенок ведет себя дома. Одно дело не произносить слов, а другое дело не понимать того, что ему говорят. Ведь в 3 года ребенок - это уже человек и с ним о многом можно разговаривать, он многое умеет делать и понимает задания, играет с детьми в ролевые игры, взаимодействует с ними.

Спросила у мамы, любит ли мальчик играть с детьми? Такое впечатление, что у мамы опять защитная реакция – «Да, он очень любит бегать за детьми». Я спросила, что  значит бегать?  - «Ну, к примеру, они играют в прятки, разбегаются, прячутся. Вот он  тоже бегает возле них». Иначе говоря, сверстники не включают его в свои игры, он просто бегает вокруг них.

Я, конечно, уже видела, что у мальчика не только задержка речи, но и отставание психического развития. Но как сказать об этом маме? Похоже, что она этого не понимала. Долго я с ней разговаривала, выясняла подробности течения беременности, родов, жизни ребенка в семье (в детский садик он не ходит). Потом очень тактично и осторожно все-таки сказала об особенностях поведения мальчика, не произнося таких слов, как «отставание психики».

Каждому ребенку с задержкой речевого развития нужен свой подход в обучении

Каждый врач знает, что у мамы может быть непредсказуемая реакция на слова врача. К счастью, мама закончила беседу словами: «Да, я вижу, что что-то не так с ребенком. Но нам никогда не говорили, что есть недостатки в понимании». Не удивительно! Мальчишка внешне просто красавчик. Любовались им, как игрушкой. Ну а теперь стали заметны отставания психики.

Что делать с таким малышом? Диагноз «Задержка психо-речевого развития» - это серьезно! Особенно если учесть, что раньше у мальчика никогда врачи не говорили об отставании. Я впервые заподозрила! Но кто я такая? Врач, человек! У меня может быть субъективная точка зрения!

Поэтому мы решили с мамой провести комплексное обследование: консультация психиатра, логопеда, дефектолога, сделать электроэнцефалограмму, ультразвуковую диагностику сосудов головного мозга и еще раз встретиться. Тогда картина будет более четкой и мы начнем лечение.

Не могу пока говорить о прогнозе у данного малыша. Я ведь и впрямь его только что увидела. Будем ждать, что покажет обследование.

Задержка речевого развития у детей раннего возраста может быть связана с различными темпами созревания головного мозга и речевых центров. Поэтому и говорить детки начинают - кто в 1,5 года, а кто и в 3. Но если ребенок еще не начал говорить после трех лет, надо обязательно обратиться к неврологу и провести обследование. Скорее всего, выявятся причины задержки речевого развития в виде органического поражения центральной системы, которые потребуют комплексного лечения.

Вот так, дорогие друзья! Все, что я Вам написала, это песчинка знаний врача. Поверьте, мозг врача – лучше всякого компьютера. В компьютере сухие, среднестатистические сведения. А врач анализирует, сравнивает, вспоминает подобные случаи и еще кучу всего делает за считанные секунды.

От автора

До новых встреч, Наталия Богоявленская


Пост был полезен? Поделитесь с друзьями!
наверх